Поколение ХЗ

Будь в курсе событий
Подпишись на рассылку
Введите, пожалуйста, правильный адрес эл. почты.
Отправить

Долгое время я был противником поколенческой сегментации. Но в последнее время лично на своем опыте убедился в том, что разница между поколениями реально существует, пусть и не в таких масштабах, какие демонстрируют сторонники обязательного учета поколений в маркетинге и менеджменте.

Сперва объясню, почему был против. Тут все просто:

  • Наблюдаемые различия между подростками и молодежью, с одной стороны, и взрослыми людьми — с другой, чаще всего нивелируются по мере того, как подростки вырастают. Просто социальная конкуренция, а также источник дохода сильнее определяют различия в потреблении (и даже голосовании), чем условия раннего формирования и взросления. На эту убежденность в числе прочего повлияло наблюдение за сверстниками, которые когда-то в годы юности все как один приветствовали развал СССР и приход рыночной экономики, а теперь разделились: на предприимчивых и самодостаточных в конкурентной борьбе (государство им ничего не дает, и потому они ориентированы на Западные ценности), и на подобие своих отцов и матерей, ностальгирующее по геополитической мощи страны и финансовой стабильности (от государства получающее либо заработную плату, либо иные по масштабам и характеру денежные потоки, щедро текущие из вымени бюджета).
  • Ценность протеста всегда характерна для подросткового возраста. Ее не надо как-то специально стимулировать или взращивать. Это заложено в нас генетически — нужно порой отвергать заповеди старейшин, чтобы открывать новые страны и законы физики, летать в Космос и ставить спектакли в Гоголь-центре.

Теперь — о том, что же заставило обратить внимание на поколенческие различия. Тут все сложнее:

  • Уже более 20-ти лет я преподаю в высшей школе. Каждый год я наблюдал до сотни новых студентов, общался с ними порой неформально, а в некоторых случаях мог проследить их взросление до солидного возраста и руководящих должностей. Я старался как мог, выискивая различия, но ничего не замечал. Подростки — они и есть подростки. Среди них всегда была определенная доля сосредоточенных на обучении и легко адаптирующаяся под требования учителей. Также всегда были «раздолбаи», неспособные долго сосредотачивать свое внимание на лекциях, зато креативные и эмоционально яркие. Нечего не менялось долгое время. И я верил в то, что выборка моих наблюдений достаточно репрезентативна, так как преподавал и в госвузах, и в частных, и на очном, и на заочном отделениях. Различия были, но не между поколениями, а внутри них. Пропорции не менялись — на мой субъективный взгляд.
  • Но в последние год-два (иногда кажется, что и все три, но этот процесс плавный, тут нет четкой границы), я стал замечать, что в институты пришли совершенно другие люди. И скоро эти люди попадут к вам — уважаемые работодатели. Скоро они станут основным двигателем экономики. Скоро они заполонят собой все вокруг. Так как это не какое-то разовое явление. И потому мне даже кажется, что это и не поколение вовсе. Это просто новая цивилизация. Цивилизация, выросшая с гаджетами в руках и мессенджерами на кончике пальцев.

Главная особенность, которая бросается в глаза — это то, что стиль коммуникаций, принятый в любом сервисе обмена короткими сообщениями, переносится на живую речь в естественной жизни, в оффлайновом мире. Нам старперам ламповым этого не понять — мы можем разделить эти два стиля коммуникаций, так как долгое время не знали иной реальности, чем оффлайн. Чтобы поговорить с кем-то, мы шли к этому человеку или звонили. А в процессе разговора мы видели его мимику и слышали интонации. Эмпатия у нас у всех пусть и в разной степени, но все же более менее развита. И мы эти навыки понимания переживаний других людей можем применять также к онлайн-коммуникациям. Можем и влиять на эти переживания, предупреждая или заглаживая обиды, гнев, раздражение или разочарование. Сколько раз сталкивался, когда кто-то из собеседников пишет после нескольких безуспешных попыток донести весь комплекс идей и переживаний: «давай наберу!»

Поколение тех, кто привык к лаконичному стилю общения с парочкой скобок вместо точки, испытывает проблемы, когда сталкивается с необходимостью работать в неоднородных командах, достигать компромиссов в переговорах с равными себе и с теми, кто обладает властью, извиняться с чувством вины, а не с прагматичным расчетом... в конце концов они просто не умеют обмениваться эмоциями, донося свои истинные переживания до других, и считывая чужие невысказанные переживания в мимике, интонациях и подтексте.

Вот и все.

Надеюсь, вы не разочарованы, что не прочли тут, будто они все поголовно тупее других поколений, или не в состоянии сосредоточиться на длинных текстах (сами-то смогли или по диагонали читали? ;))


Оставьте заявку на консультацию

Нажимая на кнопку «отправить», вы соглашаетесь с тем, что вся информация, предоставленная вами, может быть использована One Touch по своему усмотрению в соответствии с ФЗ РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г.

{{ msg }}

Отправить Бриф

  • Имя
  • Телефон
  • Email
Сообщение:
  • Прикрепить файл до 50 Мб
    Поддерживаемые форматы файлов - doc, docx, pdf, txt