Истинный рейтинг информационного канала

Будь в курсе событий
Подпишись на рассылку
Введите, пожалуйста, правильный адрес эл. почты.
Отправить

Известно, что от технологии подсчета сильно зависит сам рейтинг того или иного канала как носителя рекламы. Когда использовались исключительно дневниковые панели (домохозяйства вели дневники телепросмотра в течение недели и отдавали их на выходные приходящему представителю социологической компании), рейтинги основных федеральных каналов были завышены в ущерб дециметровым. Когда ввели технологию пиплметр, цифры стали более справедливыми, так как не полагались на память людей, а вели учет в режиме реального времени, фиксируя все переключения пульта от ТВ.

Но вот вопрос — а что делает человек, когда по телевизору начинается реклама? Этого пиплметр замерить не может. Если зритель берет пульт и начинает щелкать, то замер состоится, а если он хватает свой гаджет и начинает листать ленту в инсте? Как такое измерить? Ясно только одно — существующими технологиями никак. А рейтинг должен отражать реальные контакты аудитории с рекламой, а не отражать конкуренцию контента исключительно на ТВ. Не секрет, что современное медиапотребление носит мультиплатформенный характер. И смена платформ уже не является чем-то сложным. Как когда-то с изобретением пульта увеличилась скорость смены ТВ-каналов, так и сейчас увеличилась скорость смены платформ — носителей рекламы.

Почему до сих пор так силен миф, что интернет никак не сравнится с ТВ по охвату? По причине отсутствия технологий для фиксации этого самого переключения зрителя с ТВ на интернет и обратно. А сопоставимы ли эти каналы по охвату? 63% россиян смотрят ТВ ежедневно, а 65% ежедневно заходит в интернет (ВЦИОМ). Четверть россиян пользуются практически ежедневно видеохостингом YouTube, который можно считать неким аналогом телевидения, хотя видео-контента и на других платформах хватает.

Но важнее понять реальную конкуренцию между каналами в определенный момент времени. Скажем в прайм-тайм.

По данным Mediascope в прайм-тайм в среднем 29% россиян смотрят какой-либо из телеканалов (докороновирусное исследование). Установить этот факт сейчас можно только с помощью опроса. Вам звонят и спрашивают: «Телевизор включен?», а вы отвечаете «Угу!» И это на данный момент является основанием полагать, что люди реально контактируют с контентом на экране, а не сидят в своих гаджетах, пропуская телевидение фоном. Привычка хвататься за смартфон в момент скуки — одна из самых сильных на данный момент. А если еще и сообщение пришло...

Скажем, если у некой гипотетической ТВ-передачи в прайм-тайм рейтинг составляет 2%, то это означает, что ее смотрит примерно 10 млн. граждан нашей необъятной родины.

Для некоторых каналов/контента на YouTube или в Инстаграмм — вполне достижимая цифра.

Возможно, с изобретением более точных технологий, фиксирующих факт и длительность данного межплатформенного переключения, придется вообще уйти от рейтингования каких-то крупных кусков медийного контента, будь то сериал или аналитическая передача. Появится возможность и необходимость переходить на микроуровень. И выставлять рейтинги минутам если не секундам эфирного времени.