Маркетинг или реклама: какое образование необходимо digital-специалистам

Будь в курсе событий
Подпишись на рассылку
Введите, пожалуйста, правильный адрес эл. почты.
Отправить

Учитывая тот факт, что высшее образование живет своей жизнью, а профессиональное сообщество — своей, ответ на данный вопрос не так уж и прост. Под одними и теми же терминами они часто понимают разные явления.

Начнем с того, что digital-специалисты по большей части называют себя маркетологами, даже несмотря на то, что занимаются порой только коммуникацией. Известная аббревиатура SMM — самая далекая от маркетинга в его классическом понимании. А точнее — наименее близкая к этому пониманию в его полноте.

В вузах маркетинг преподают как раз в соответствии с классическими определениями. А в рамках заданной Минобром классификации, маркетинг к тому же еще и профиль такого направления подготовки как менеджмент. Что это значит на практике? Вузы, имеющие госаккредитацию, и проводящие обучение по маркетингу, в первую очередь учат студентов классическому менеджменту. Во вторую очередь — классическому маркетингу. То есть, все 4P: продукт, ценообразование, каналы сбыта, и лишь в самом конце — коммуникации продвижения. Эта подготовка наиболее адекватна для сотрудников компаний, которые производят какой-то продукт или оказывают услуги, а в их штатном расписании предусмотрены позиции маркетологов. Если компания небольшая, вполне возможно, что все ее коммуникации будут производится через интернет. Однако, помимо коммуникаций, маркетолог будет отвечать за сбыт. А среди функционала вполне могут быть отношения с дистрибьюторами и дилерами, проведение исследований рынка и выработка конкурентной стратегии.

Для такого сотрудника образование в области маркетинга будет вполне адекватно. Но для специалистов, которые хотят заниматься только продвижением в цифровой среде, такое образование может оказаться неадекватным. Оно перегрузит его избыточными знаниями и лишит возможности развить свое понимание процессов коммуникации и влияния на людей.

Именно поэтому ему следует выбрать направление подготовки «Реклама и связи с общественностью». Это чисто гуманитарное образование, в котором много психологии и социологии. С другой стороны, здесь он изучит классические рекламные каналы и инструменты, поймет систему интегрированных маркетинговых коммуникаций, куда диджитал входит как одна из составляющих. В современных интернет-агентствах сотрудникам куда важнее понимать людей, чем продукт. Именно поэтому рекламное образование лучше подходит и для контент-маркетолога, и для SMM-специалиста, и для интернет-стратега.